Бульдозер Т-130 – это глубоко модернизированная версия трактора Т-100. Он применяется не только в производстве или строительстве, но и на сельхозработах для первой глубинной вспашки целины. Кроме того, на базе этого бульдозера создавались различные модели трубоукладчиков и свайных копров. Такой широкий спектр применения данной модели стал возможным благодаря монтажу на бульдозере вала отбора мощности.
Первоначально, на бульдозере устанавливался дизельный мотор Д-130
мощностью 140 л.с. при удельном расходе топлива 180 г/л.с.*ч. При этом объём же топливного
бака у бульдозера достигает 290 л.
В 1981 году бульдозер стал оснащаться новым турбированным 4-хцилиндровым 160-сильным
дизелем Д-160, который заводился от небольшого бензинового агрегата.
Этот турбодизель оказался настолько удачным, что он был перенесен на следующую модель
– Т-170.
Трансмиссия Т-130 – механическая или гидромеханическая.
Тормозная система бульдозера – ленточная, плавающая.
При своей внушительном весе, достигавшей почти 14,5 тонны, бульдозер Т-130
демонстрировал достаточно малый показатель удельного давления. Его гусеницы вдавливали
почву всего лишь с силой 0,5 кг/см2. Это позволило на основе бульдозера создать болотоход
Т-130Б.
Габариты у бульдозера следующие: длина – 5,193 метра, ширина – 2,475 метра,
высота силуэта – 3,085 метра, высота дорожного просвета – 41,5 см, ширина
колеи – 1,88 метров.
Двухместная кабина бульдозера оснащалась звуко- и термоизоляцией, что делало работу
бульдозериста более комфортной. Что никак нельзя сказать о процедуре управления этой
машиной. В связи с прямым соединением трансмиссии с контролирующими рычагами, на последних
ощущалась сильная вибрация.
У ходовой части наиболее быстро изнашиваются рессоры, гусеничные звенья, поддерживающие
ролики, опорные катки, натяжные и ведущие колёса. У последних характерен
износ зубьев по толщине, установочных шпилек, болтовых отверстий и посадочного
отверстия для вала ведущего колеса.
Типичными поломками рессорного узла являются:
· Забитость или разрыв резьбы стремянок;
· Изношенность серёг, пальцев и втулок;
· Разрыв центровых болтов;
· Появление трещин или полная поломка рессор;
· Сокращение стрелы прогиба.
В процессе земляных работ рабочий орган бульдозера Т-130 интенсивно
изнашивается под воздействием абразивных частиц, находящихся в грунте. Со временем
это приводит к износу или нарушению геометрии ножей отвалов, отрыву у отвала
опор толкающего бруса, разрыву швов передней или боковой стенки бульдозера.
К типичным поломкам дизеля Д-160, что устанавливается на бульдозер Т-130,
следует отнести:
· Нарушение герметичности клапанов и поршневых колец, что приводит к недостаточной
компрессии.
· Неисправности топливной системы, связанные, главным образом, с низким качеством
заливаемого дизельного топлива.
· Неисправности форсунки.
· Нарушения в работе насоса высокого давления. Признак: отсутствие
пульсирующего выброса дизельного топлива. Оно вытекает равномерной струёй или вообще
не вытекает.
· Засорение фильтров тонкой и грубой очистки топлива.
· Нарушение в работе топливоподкачивающего насоса, который
не создает необходимого давления для нормальной работы двигателя.
· Засорение трубопровода подачи топлива.
· Разгерметизация воздушной магистрали.
· Нарушение в работе турбокомпрессора, из-за чего двигатель
не может развить достаточную мощность.